Новый фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо что живой» выходит весьма своевременно: российское кино соскучилось по Герою. Константин Эрнст и Анатолий Максимов, спродюсировавшие эту картину, решили поместить кумира советского времени периода «холодной войны» с Западом в изначально жёсткую, не сказать, жестокую ситуацию весь фильм выстроен на том, что Высоцкий чувствует приближение смерти.
Летом 1979 года Владимир Семёнович летит в Бухару, чтобы выступить в местном Доме Культуры. Концерт не слишком легален, а Леонида Фридмана, организатора выступлений в Узбекистане, уже взяло в оборот местное отделение КГБ во главе с полковником Виктором Бехтеевым (Андрей Смоляков). Дикая жара, беспрерывные волнения, перешедшие в нервный срыв, провоцируют у актёра обострение болезни сердца. Но столь необходимый ему морфий доставить в Бухару очень проблематично. Всё окружение Владимира Семёновича, включая загадочную подругу Татьяну Ивлеву (Оксана Акиньшина «Стиляги»), пытаются доставить вовремя ампулы с лекарством, чтобы спасти музыканта и близкого друга.
Фильм сделан четко по голливудской жанровой схеме: основные сюжетные линии сходятся в руках главного героя. Но сам он остается до предела загадочной, романтизированной личностью. Сложно сказать, сколько человек играет Высоцкого, особенно зная о том, что его внешний облик есть соединение кропотливой шестичасовой работы гримёров и технологии motion capture, которая использовалась Джеймсом Кэмероном на съемках «Аватара» для придания человекоподобия персонажам с Пандоры. Самые близкие друзья Владимира Семёновича, в числе которых его импресарио, Павел Леонидов (его сыграл Максим Леонидов), врач Анатолий Федотов (персонаж Андрея Панина «Морфий», «Кандагар», «Бой с тенью 3D: Последний раунд») и сама Татьяна, прекрасно понимают, насколько велик и значителен этот человек. Высоцкого в фильме играет целая команда, что нисколько не умаляет, а наоборот свидетельствует об отличной режиссуре ученика Вадима Абдрашитова и знаменитого автора обоих «Бумеров». Характер героя проработан на славу узнавание артиста происходит на нескольких уровнях. По безукоризненно подобранному голосу, по жестам, виденным многими на классических и не очень фотографиях, по статичным крупным планам, таким знакомым по культовым фотографиям на пластинках.
Оператор фильма Игорь Гринякин («Адмирал») добавляет значимости в рассказ о Высоцком. Масштабные панорамы пустынных пейзажей вокруг Бухары, верхние ракурсы города и максимально реалистичный, почти хроникальный стиль визуального сопровождения главного героя, когда камера неотступно следует за персонажем, создают тотальный эффект погружения в вязкую духоту лета 1979 года. Авторы фильма ни на шаг не отходят от своей концепции того, что Высоцкий герой истинный и необходимый. Отчасти поэтому на всех его, так или иначе, известных слабостях и странностях в фильме не заостряется внимание. Эти моменты фактически читаются между «строк», ведь они, по большей части, помнятся на генетическом уровне значительной частью наших людей, и они оказываются основательно необходимыми для формирования законченного полноценного образа. Его гонки на «мерседесе» по Москве, снисходительные разговоры с Юрой (российский актёр Сергей Безруков), его коллегой по театру, удивительное волнение перед выходом на сцену через подобные мелкие мозаичные детали создается по-настоящему глубокий психологический портрет.
Пётр Буслов (читай, Эрнст с Максимовым), чётко распознающий настроения современного общества, в очередной раз предлагает нам новое видение «героя нашего времени». Нельзя не согласиться в сравнении с «Бумером» личность калибра Высоцкого куда как больше подходит для создания у подрастающего поколения достойного объекта, если не для обожания, то уж для подражания точно. Надо смело смотреть и можно будет пересматривать.