Рецензия на фильм «Поминальная молитва» от обозревателя нашего кинопортала

Прожив интересную долгую жизнь, оказавшись на гребне удачи, сумев заработать заслуженную славу и деньги, человек рано или поздно задумывается о смысле своего существования на Земле. Эта стадия развития для мыслящего обитателя планеты совершенно неизбежна, ибо все мы смертны, деньги с собой не унести, а радости плоти в конечном итоге превращаются в воспоминания. Под влиянием этих размышлений криминальные лидеры строят храмы, академики, участвовавшие в разработке атомного оружия, превращаются в критиков политического режима, а мастера развлекательного декаданса начинают приобщать массы к серьезному кино. Как представляется обозревателю, проект Пола Верховена («Основной инстинкт», «Вспомнить все», «Робокоп», «Человек-невидимка») «Черная книга» является именно такой попыткой уже признанного корифея кино остаться в памяти зрителей не увеселителем толпы, а мэтром серьезного синема, исследователем глубин человеческой психологии, разверзающихся на фоне одного из самых страшных периодов мировой истории.

1944 год. Рахиль Сейн, еврейка немецкого происхождения, скрывается от репрессий наци на заброшенном хуторе в Голландии. Цепочка непредсказуемых случайностей приводит к тому, что ее убежище оказывается известным гестаповцам. Доверившись служащему местной полиции, девушка вместе с родственниками пытается перебраться из оккупированной Голландии через линию фронта. Пограничный катер, догнавший шхуну с беглецами нации «юде», перечеркивает все надежды беглянки. Устроив настоящую бойню, фашисты конфискуют у покойных все ценности и деньги, припрятанные беглецами в надежде на успешное путешествие. Рахиль чудом удается выжить и даже оказаться в отряде сопротивления, но все ее родные погибают. Пепел Клааса стучит в ее сердце, и девушка надеется рассчитаться с убийцами своей семьи. Но много ужасных испытаний выпадет на долю беглянки, прежде чем она приблизится к страшной разгадке уничтожения своих домашних.

Работая по заданию партизан, Рахиль станет возлюбленной высокопоставленного нацистского чиновника, увидит пытки и смерти своих друзей, познает тяжесть предательства и горечь недоверия, чтобы выйти из испытаний еще более сильной и чистой духом.

Рассказывая о новой работе Верховена, мы не можем подробно касаться ее сюжета, поскольку перед зрителем предстанет самый настоящий военный триллер, в котором неожиданности повествования представляют собой особенную, не подлежащую разглашению изюминку. Несмотря на некоторую детскую простоту, делающую достаточно предсказуемыми некоторые события, изложенные в фильме, это не делает проект одноплановым и вторичным. Пол неоднократно убеждал зрителей, что изображение сильных характеров в эпоху катаклизмов удается ему на славу. Так и в «Черной книге» характеры каждого персонажа не намечены, а детально прорисованы в условиях объемного батального полотна. Сама Рахиль, изначально тихая скромная девушка, под влиянием страшных испытаний преображается в способного вынести удары судьбы лидера, ведущего за собой людей. Немецкий контрразведчик, старающийся побеждать противника не изуверскими пытками, а холодным расчетом, оказывается способным на искренние чувства в отношении женщины, воюющей в противоположном лагере. Командир партизанского отряда, хирург-самоучка, патологический садист-гестаповец, голландский полицейский проводник евреев в ад все персонажи не замирают в статике, а динамично развиваются, заставляя зрителя с интересом участвовать в исследовании человеческих поступков, а также их мотивов, рассмотренных с разных ракурсов.

Крайне интересны в изложении Верховена оттенки антивоенного пафоса. Великий голландец, в отличие, скажем, от того же Спилберга, не идеализирует солдат союзнических армий. Дорвавшись до власти и завоевав возможность управлять побежденными, победители в своем стремлении унизить недавнего противника оказываются зверями, практически ничем не отличающимися от гламурных наци, пытающих партизан, превращаемых бесчеловечными ухищрениями в вопящих от боли животных. Сцена, в которой Рахиль, по ошибке принятую за коллаборационистку, союзники обливают фекалиями из многолитрового чана, становится едва ли не самым сильным событием фильма, обвиняющим слабость человеческой породы, способной вынести поражение, но не пережить победу.

Однако Верховен не был бы самим собой, если своим творчеством традиционно не дал бы человечеству шанс на перемены к лучшему. Пройдя через бойню, ложь, предательство, смерти близких людей, сильный человек может еще больше окрепнуть духом и не сломаться, а, напротив, своей стойкостью принести огромную пользу более слабым существам. Надо просто видеть цель, верить в себя и не бояться трудностей. Но узок круг этих людей и страшно далеки они от народа. И поэтому, смотря на трагические мастерски прорисованные, извилистые тропинки судеб героев фильма «Черная книга», остается только молиться, уподобившись известному персонажу мировой истории: «Да минет меня чаша сия».

Добавить комментарий