В основном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка нескольких работ Джотто, посетить которую есть несколько причин. Во-первых, произведений мастера попросту нет в российских собраниях. Во-вторых, чтобы понять, почему художники итальянского Возрождения и Ренессанса столь почитаемы во всем мире, начиная с конца XIII века.
Гений Проторенессанса Джотто ди Бондоне родился в 1267 году и к началу 1280-х, когда будучи совсем еще незрелым юношей он начал рисовать, европейская живописная традиция все еще хранила византийские каноны мастерства с ее плоскостным двухмерным изображением ликов святых и евангельских сцен, самых популярных на то время сюжетов. Ему повезло учиться живописи во Флоренции, одной из самых передовых республик своего времени и, где кроме известных меценатов и все население буквально поклонялось искусствам. Учителями Джотто значатся Пьетро Каваллини и Чимабуэ, привившие талантливому ученику способность трехмерного видения и изображения предметов и объектов. В этом он не только обогнал своих учителей, но и на многие годы вперед задал вектор развития живописи для всех итальянских школ. Стал тем, чье творчество поменяло облик эпохи.
Конечно, чтобы понять всю мощь художника, вдохновлявшего своими фресками и алтарными образами титанов Возрождения Леонардо и Микеланджело, нужно отправиться на его родину. Чтобы буквально онеметь перед великолепием и силой его фресок в базилике Святого Франческо в Ассизи или Капелле дела Арена в Падуе. Тем не менее, первичное представление для неискушенных зрителей об уровне таланта Джотто вполне дадут и те две вещи, которые, в рамках завершившегося Года Россия-Италия, прибыли в Москву. Это небольшая икона «Мадонна с Младенцем» конца XIII века из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний алтарный комплекс, включивший десять образов на пьедестале (полиптих из собора Санта-Репарата), созданный около 1305 года. Года расцвета таланта маэстро.