Кино с якутским акцентом. Обзор лучших кинопремьер.
По числу кинопремьер в истекшем году побила прежние свои рекорды. В работах наших режиссеров пока нет штампованных приемов, и это позволяет верить в будущий успех.
Рассмотрим картины, которые стали лидерами проката. Группа «ДетСат», творческая команда, которая вышла из Саха театра, смогла за пару лет выдать десяток кассовых комедий. Для массового зрителя они снимают то, что называется мейнстримом. Формула успеха «ДетСата» проста. Их продукция находит отклик у обычного зрителя, который стремится не только увидеть соседа или брата, но и идентифицировать себя с героями фильма, услышать родную речь с экрана.
Тщательно изучив природу якутского юмора, кинематографические вкусы молодежи, они смело идут вперед в освоении киноиндустрии. О чем можно говорить после выхода комедии «Эрчим & Ким». В каждой их новой картине проглядывается любовь к своему делу, любовь к своему народу, патриотизм и небольшая доля самоиронии, как одного из ярких элементов национального фольклора.
«Улыбнись!»
Удачно дебютировав в комедиях, творческая группа «ДетСат» в 2013 году поэкспериментировала в жанре социальной драмы. Их фильм «Улыбнись!» получил одобрение в широком прокате. Урбанистический стиль, молодежный дух, харизматичные актеры, хорошее техническое исполнение – достоинств у ленты много. Город и герои созданы настолько теплыми и родными красками, что огрехи игры актеров-любителей кажутся лишь маленькими помарками. Позитивный фильм «Улыбнись» о ценности человеческой жизни – это качественный скачок вперед, здесь дан нравственный посыл для молодежи. Российские критики справделиво сравнивают «ДетСат» с легендарной комик-группой Монти Пайтон. Ведь рассмешить зрителя гораздо труднее, чем нагнать тоску. И тем интереснее, что авторам удалось вызвать в залах смех и слезы.
Очевидно, что в жанре комедии «ДетСат» является лидером, и в ближайшем будущем хотелось бы видеть плодотворную работу и в других жанрах кино, как это вышло с фильмом «Улыбнись». Им нельзя терять главной фишки – одержимость снимать якутские фильмы, не теряя этнического лица, не поддаваясь всеобщей американской глобализации в кино.
«Крик чайки»
Удивил киноманов и мастер комедии Аркадий Новиков, который вдруг снял триллер. Фильм «Крик чайки» зрители назвали событием этого года. Это, скорее, первый якутский слэшер (поджанр фильма ужасов).
Авторы заявили, что в основе фильма — реальные события. Но представить, что такое могло случиться в жизни, трудно. На экране происходит неправдоподобная, алогичная история. Хичкоковского саспенса в фильме абсолютно не улавливаешь, ибо сюжет предсказуем от начала до конца. Здесь нет атмосферы предчувствия чего-то ужасного, отрицательные герои существуют сами по себе. Их циничная жестокость не дает пищи для размышлений, а скорее травмирует психику. По конвенциям жанра триллера в нем должны присутствовать элементы экшна, остросюжетные погони и преследования, запутанность сюжета, чего в фильме нет. Очевидно, что содержание картины преобладает над формой, эпизоды убийства не прикрыты визуальным рядом. Внутренний мир героев остался для нас загадкой, мотив преступления также ничем не подкреплен.
Работа непрофессиональных актеров заслуживает внимания, они органично исполняют свои прописанные роли. Ребята, каких много в любой деревне, играли очень самобытно. Хоть все образы героев весьма прямолинейны, у них все же есть характеры. Но высветилось это во многом благодаря операторской работе. Массовый успех фильма — в ориентации на молодежную аудиторию, фильм в ряду местных легковесных комедий выделяется свежим и новым взглядом на драматические темы.
Несмотря на минусы, «Крик чайки» можно назвать экспериментальным фильмом. Якутское кино только осваивает специфику триллера, вплетая в его привычную эстетику притчевость и народные поверья.
http://www.afisha-online.ru/uploads/attach_normal/52df355f3b128.jpg
«Белый день»
О психологическом триллере «Белый день» Михаила Лукачевского мы уже писали, поэтому ограничимся впечатлением от актерских работ. Опытный Роман Атласов сыграл в фильме ключевую роль. Водитель, который повез пассажиров по зимней дороге, оказывается «сатаной» в человеческом обличье. Пассажиры для него марионетки, в которых он хочет разбудить злое начало. Его антагонистом становится молодой парень Сарыал. Почти незаметный в начале, он один сохраняет здравый смысл и силу духа. Северное сияние на протяжении всей дороги, символизирует мостик между миром мертвых и живых. Фильм недосказан, мы не знаем, спасся ли Сарыал. Но финальные кадры с хромой косулей, вышедшей из машины, можно интерпретировать как хрупкость жизни, которую надо сберечь.
«Подснежники»
Кино – искусство планетарное, и коды его доступны разным народам. Мультикультурность якутского кинематографа демонстрирует картина Сергея Потапова «Подснежники». С первых секунд, очевидно, что она стилизована под азиатский кинематограф. Прежде всего, это касается его визуального ряда. Каждый кадр здесь как китайский иероглиф, это зашифрованное послание зрителю. Оператор Семен Аманатов смог талантливо воплотить задумку автора. Цельность и сдержанность картинки фильма, его простота в техническом исполнении гармонично рождают жизненную канву ленты.
«Подснежники» – эмоционально богатый фильм, он отсылает нас к японскому аниме. Режиссер не описывает чувства, он вызывает их. Мы смеемся и тут же плачем, как герои фильма: смешной добряк охранник Гоша и жизнерадостный мальчик Эмиль. Дружба между ними и есть отправной флажок сюжета. Картина лишена всяческого негатива, как сказка, которую читают детям на ночь. Она подходит для семейного просмотра, а это всегда редкость. Дружба героев проходит проверку неизлечимой болезнью мальчика. Надеждой на чудо станут эти самые Подснежники. Увидеть зимой эти полевые цветы мечта Эмиля, и она станет реальностью благодаря Гоше!
Разумеется, стоит отметить бесподобную игру актера Геннадия Турантаева. Сильный снаружи как гора, окажется великаном с хрупкой душой как цветок. Гоша в его актерском исполнении симпатичен сам по себе. Роль больного мальчика сыграл Кирсан Васильев. Он очень естественен перед камерой, не замечает ее присутствия и легко вживается в образ своего персонажа. Парализованная мать Гоши прекрасно передана актрисой Зоей Поповой. Она безмолвна почти весь фильм, и лишь ее мудрый взгляд дает понять, что она бесконечно сильный человек.
Сам автор считает, что фильм провалился. Но это отнюдь не помешало ему быть избранным для просмотра на XXXV Московском Международном кинофестивале. А это есть первый шаг к будущему участию якутских кинокартин в престижных кинофестивалях.
Феномен якутского кино в том, что его создает сам народ. Насколько талантливо он выражает в нем себя, судить зрителю. Главное ему надо сохранить самобытность, национальное мироощущение, которое не должно казаться экзотикой для других аудиторий.