Далеко немногие современные западноевропейские драматурги хорошо приживаются на российской театральной почве. Французу Жану-Люку Лагарсу не так повезло, как ирландцу Мартину Макдонаху, пьесы которого эстафетой передаются от маленьких провинциальных сцен столичным академическим театрам и обратно. Лагарс режиссер, писатель и издатель, интеллектуал и гомосексуалист, умерший от СПИДа в 1995 году автор и более лиричный, и более национально-самобытный. Всю жизнь он колесил с актерами своей труппы по французской провинции, подмечая ее обычаи, собирая на барахолках старинные вещи и фотографии. По его наблюдениям, вплоть до сегодняшнего дня провинциальный уклад остается довольно консервативным в следовании тысячам условностей и ритуалов.
Степень приверженности французов всякого рода формальностям, доходящую до полного абсурда, вы уясните себе из лекции «Правила поведения в современном обществе». Читает и демонстрирует наглядные пособия строгая и добропорядочная девица очаровательная Нелли Уварова, звезда Молодежного театра. Как оформить коробку конфет, преподносимую крестным отцом матери крестника, в какой момент брачной церемонии жених впервые может назвать невесту «мадам», на котором месяце траура по супругу вдове больше не возбраняется насвистывать в ванной и т.д.
Пьеса левака Лагарса, конечно же, антибуржуазна. Она о мертвящей силе навязчивых негласных норм, ловко подменяющих искренность чувств в случае их отсутствия. Но Уварова, чередуя забавный педантизм со смешными оговорками, явно увлекаясь чуть больше, чем предполагает жанр лекции, разыгрывает другую карту милой старины, старомодной чопорности. Все эти правила, как и ее шляпка с вуалью, соломенные сундуки и зонтики с оборочкой словно ожившая и заговорившая антикварная лавка. Зайти в нее и послушать очень приятно.