В основе спектакля «Шоша» одноименный роман лауреата Нобелевской премии, американского писателя еврейского происхождения Исаака Башевиса-Зингера. Действие происходит в Варшаве, скоро война. Крошечная, по-доброму наивная Шоша перестала расти из-за болезни, теперь ее все считают ребенком. Росла она бок-о-бок с мальчиком по имени Аарон Грейденгер. Потом он ушел в жизнь, а спустя двадцать лет решил заглянуть на минутку. Так совпало, что именно в этот момент у него закрутился роман с американской актрисой. Ее богатый покровитель пообещал приличный гонорар за пьесу для своей избранницы. Потом и вовсе, чувствуя приближение смерти, попросил Аарона на ней жениться, обещал наследство, стал упрашивать переезжать в США, подальше от соседей-фашистов. И Аарон даже сказал «OK!». Но неожиданно для самого себя тут же женился на юродивой Шоше.
Со сцены Театра Наций (а на время его ремонта Центра им. Мейерхольда) почти беспрерывно звучит еврейская музыка в исполнении трио Klezmasters. Музыка больше лиричная, нежели плясовая. Действие на сцене развивается соответственно ни грамма задора, зал заполняется тягостной меланхолией. Недавний выпускник ГИТИСа режиссер Туфан Имамутдинов периодически нарушает безмятежную гладь своего спектакля изящно исполненными театрально-поэтичными этюдами: багровая скатерть большого круглого стола, стоящего по центру, становится плащом надевшего белую маску Аарона, потом она станет одеялом, прикрывающим стоящих любовников.
О сыгранности или особой примечательности актерского состава говорить не приходится. Внимание стоит обратить на работу Егора Корешкова (он играет Мориса, странного друга Аарона), создавшего законченный и закрытый образ человека, о мыслях которого можно только строить догадки поведение его граничит с глупым хулиганством и скрытым отчаянием. Второй объект для пристального внимания заслуженная артистка РФ Роза Хайруллина. Актриса потрясающей телесной органики, обладательница чистого в своей простоте детского голоса, она играет мудрую и скромную мать Шоши. Главную роль играет Роман Шаляпин, известный публике Театра Наций по «Шведской спичке», «Сиротливому западу» и «Ромео и Джульетте». Здесь он, как и прочие артисты, очевидно, заблудился в лабиринтах инсценировки, которая, честное слово, не поддается театральной логике.
И еще: не удивляйтесь, что после просмотра этого пятичасового спектакля, вы обнаружите, что он шел без малого два часа.