Мартин Скорсезе режиссер всего и вся: в его активе сериалы, художественные фильмы, документальные ленты, причем все бесподобные. Кто-то в свое время был поражен «Авиатором», кто-то с нетерпением ждет документальные картины о великих, а кто-то по пятому разу пересматривает «Подпольную империю». Казалось бы, в кинематографе не осталось места, где не ступала нога великого Мартина. И все же режиссер решился проникнуть на территорию, пожалуй, самого сложного жанра жанра семейного кино, где без стопроцентно выигрышной плаксивой истории на грани конвульсий просто не обойтись.
Впрочем, однозначно назвать «Хранителя времени» семейным кино не поворачивается язык. С одной стороны, Скорсезе идет по проторенной дорожке о судьбах великих людей он не раз рассказывал в том же «Авиаторе» и в своих документальных картинах, так что взявшись за очередную «экранизацию судьбы», режиссер знал что делать. И выбрал в качестве героя себе подобного режиссера Жоржа Мельеса, чье «Путешествие на Луну» в представлении не нуждается.
Скорсезе этим фильмом пытается сказать главное откуда есть-пошло кино, и что оно из себя изначально представляло. Тесное соседство с книгами напоминает здесь о том, что кино должно нести за собой такую же просветительскую функцию. И даже не столько просветительскую, сколько умиротворяющую и одухотворяющую, сказанную простым, но емким языком как некогда у братьев Люмьер в «Прибытии поезда на вокзал Ла-Сьота».
Потому-то здесь большое внимание уделено тому, как Мельес создавал свои картины он, словно ребенок на детской площадке, воплощает в жизнь свои мечты, с невероятной дотошностью продумывая каждую сцену. Ненароком вспоминаешь, как команда Джорджа Лукаса корпела над каждой моделью ходячего танка и космического крейсера из «Звездных войн», как затем эти прекрасные модели съемочная группа с мальчишеским умилением подрывала на петардах и в итоге получались потрясающие кадры, новаторские для того времени.
Очевидно, что именно эта детскость в итоге и создает великие картины, а ее детской одержимости заметно поубавилось на экранах за последние 20 лет. Никто сегодня не мастерит роботов, не создает миниатюрный макет мегаполиса для «ядерного взрыва», как это было в «Терминаторе-2» компьютеры сами творят все эти чудеса, причем гораздо красочнее, но чаще всего воплощают не мечты режиссера, а задачу по кассовым сборам.
«Хранитель времени», напротив, добрый и светлый, где дети (Хлоя Грейс Мориц «Поля», «Впусти меня. Сага», «Пипец», «500 дней лета») играют свои роли наравне со взрослыми, а взрослые выглядят, словно герои, сошедшие со страниц детской классической литературы. Скорсезе удалось заразить этой детскостью каждого актера на площадке, как некогда Мельес носился с каждым кадром и каждой сценой по своему стеклянному ангару для съемок. Саша Барон Коэн перевоплощается из балагура, известного нам по «Борату», в надменного и чопорного станционного инспектора. Что уж говорить про Бена Кингсли («Принц Персии: Пески времени», «Остров проклятых») как две капли воды похожего на Жоржа Мельеса, Джуда Лоу («Заражение», «Потрошители», «Шерлок Холмс», «Воображариум доктора Парнаса»), Кристофера Ли («Время ведьм», «Ловушка», «Руки-ноги за любовь») и других замечательных актеров, появляющихся в кадре за эти два с небольшим часа.
«Хранитель времени» демонстрирует, что можно потратить немаленький бюджет на спецэффекты, но снять картину простую и одновременно глубокую, с трогательной историей и продуманной драматургией. И она будет где-то даже ретроградской, словно на дворе 1950-е, когда герои наполнялись искренней экзальтацией, как только речь вдруг заходила о прекрасном. Самое важное, что говорит Скорсезе устами Жоржа Мельеса, кино служит одной цели создавать мечты и воплощать их в реальность. И сам Скорсезе об этом хорошо помнит.